Оглавление
Карабин конструктивно представляет собой “крюк” со специальной защелкой (запорный элемент, муфта). Какие виды карабинов бывают? Какие материалы используются в производстве? Как выбрать карабин, на 100% соответствующий особенностям поставленной задачи, чтобы обеспечить максимум безопасности и эксплуатационного удобства?
Классификация по материалам
1. Сталь. Классический вариант, сбалансированный по стоимости и прочности. Используются закаленные сорта стали с высоким содержанием углерода, что обеспечивает устойчивость к нагрузкам на разрыв и растяжение. Чтобы обеспечить стойкость к ржавчине, применяются покрытия на основе хрома. Основным минусом является большая масса данных карабинов, поэтому их, в основном, применяют в тех случаях, где нет необходимости вести борьбу за каждый грамм снаряжения;

2. Титан. В последнее время этот металл используется нечасто. По надежности он в разы лучше алюминия, при этом, легче стали. Минус – малая теплопроводность, что негативно сказывается на прочности при интенсивном трении веревки;
3. Алюминий. Универсальное решение. При габаритах, аналогичных стальному карабину, алюминиевый карабин вдвое, а иногда втрое легче, что является весомым преимуществом для альпиниста, туриста, вынужденного десятки километров нести экипировку;
4.Полимеры. Пластик применяется только при производстве вспомогательных карабинов, необходимых для закрепления элементов экипировки на рюкзаке, обвязке. Страховочную функцию такие детали не выполняют из-за нехватки прочности.
Классификация по габаритам и конфигурации
По форме выделяют следующие элементы:
• Овал. Основное преимущество – симметрия, за счет чего даже под высокой нагрузкой не формируются заломы, перекосы. Трение на блок-роликах минимально вплоть до полного отсутствия, что также способствует повышению безопасности;
• Трапеция. Трапециевидные страховочные устройства востребованы у альпинистов. Нагрузка равномерно распределена по конструкции, это способствует прочности, позволяет использовать карабин при повышенных нагрузках;

• Груша. Форма была разработана специально для применения в узлах класса UIAA, она обеспечивает безопасное скольжение веревки по конструкции. Важный момент – допустимо формирование сразу нескольких точек крепления, что позволяет использовать в качестве базового на станциях;
• Рапиды. Это звенья, выполняющие соединительную функцию, лишенные муфтовой защелки. Муфта на них – закручивающийся элемент, за счет закручивания удается сформировать цельную конструкцию, где нагрузка идет по различным векторам. Карабины такого типа используются в тех системах, где не предполагается частое отсоединение элементов;
• Труба. Трубный карабин – это исключительно страховочный элемент, он не рассчитан на изменяющиеся динамические нагрузки. За счет своей формы предполагает установку на несущие конструкции круглого сечения.

Виды муфт
Карабины оснащаются различными муфтами:
- Винтовые, предполагающие ручное раскручивание;
- Надвигаемые, защелка работает автоматически, нужно лишь изменить позицию муфты, чтобы она заняла нужное положение;
- Поворотные, с автоматическим закрытием. Такой вариант обозначается как “twistlock”;
- Комбинированные (трехтактные), механизм активируется поворотом и сдвигом. Данный вариант считается наиболее надежным.
При выборе обязательно нужно учитывать соответствие карабинов стандартам безопасности. Наиболее жесткие испытания проводятся в соответствии с нормативами регламентов EN 12275, UIAA. Также следует принимать во внимание не только стандартный предел усилия на разрыв, но и усилие при открытой защелке, минимальное значение – 10 кН.
Разделы по теме: